Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

Как отметил летчик-космонавт, советник директора РКК «Энергия» Александр Александров, такие экранопланы, могли бы сегодня очень пригодиться.

«Такой проект, как «Три Богатыря», нам бы пришелся кстати.  При полете любого пилотируемого корабля с космодрома «Восточный» зона вынужденной посадки может оказаться где-нибудь в районе Охотского моря.  И, конечно, мы бы хотели иметь средства, подобные экраноплану. Насколько я знаю, раньше были планы по разработке одного большого экраноплана, но потом, к сожалению, проект свернулся», - сказал Александров.

Экранопланы по своим возможностям - нечто среднее между кораблями и самолетами. «Воздушная подушка» между аппаратом и водой создается за счет набегающего потока. Таким «экранным эффектом», поднимаясь над морем, степью или другой ровной поверхностью, машина летит с минимальным расходом топлива.

О создании экранопланов в Советском союзе задумались еще во время Великой Отечественной войны. Идея использования воздушного крыла, работающего вблизи поверхности, прорабатывалась лет двадцать, начиная с 1942 года. Ученые и конструкторы проводили эксперименты, создавали математические модели, строили опытные образцы и испытывали первые самоходные модели.

К 1965 году был построен экспериментальный экраноплан «КМ» - самый крупный и тяжелый экраноплан в мире. К концу 70-х годов в СССР были созданы более десятка экранопланов взлетной массой от 1,5 до 500 тонн – «Орленок», «Лунь», «Коршун», предназначенные для ВМФ.

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

В 80-е годы велась работа по вводу в эксплуатацию экранопланов первого поколения и разработке машин второго поколения. Однако после распада СССР работы по созданию экранопланов прекратились. Наработанный потенциал так и не удалось реализовать в проекте «Три Богатыря» - экранопланах со взлетной массой до 5 тыс.тонн, предназначавшихся для доставки ракетоносителей и негабаритных грузов.

Авторы проекта рассматривали использование экранопланов в составе Воздушно-космического комплекса. С помощью экраноплана планировали доставлять ракетоносители с прибрежной базы в нужную акваторию старта и проводить пуск на высоте 9-12 км. Старт мог быть удален от базы от 3 до 12 тыс. км. Общая масса ракеты с оборудованием могла достигать 300, 500 и 900 тонн.

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

Рассматривалась также возможность применения экранопланов для доставки ракетоносителей в нужную точку для наземного старта. Расчетная масса транспортируемых модулей составляла 300, 500 и 1000 тонн. 

Экранопланы планировалось использовать и для перевозки различных негабаритных грузов. Например, для доставки блоков ракет с заводов-производителей на космодромы Плесецк и Байконур или с самарских и московских предприятий ВПК в порты Санкт-Петербурга, Новороссийска, Северодвинска и Владивостока.

Еще одним из направлений применения экранопланов могла стать доставка ракетоносителя «Энергия» на плавучую стартовую платформу ракетно-космического комплекса морского базирования (РККМБ). «Энергия» могла доставлять грузы массой до 800 тонн.

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

За основу при разработке экраноплана для РКН «Энергия» была взята схема «составное крыло» с V-образным хвостовым оперением. Это позволяло создать экраноплан взлетной массой до 5 тыс.тонн, обеспечить высокие аэродинамического качества в крейсерском полете и производить старт ракеты с работающими двигателями прямо с борта экраноплана в полете. На борту экраноплана размещался как собственный экипаж, так и персонал, обслуживающий РКН «Энергия». Полет экраноплана-носителя мог проходить на высоте до 12 км. Аэродинамическая компоновка была одна и та же для всех трех типоразмеров экраноплана.

Богатырь № 1

Машина со взлетной массой 1100 тонн могла перевозить блоки ракетоносителя «Энергия» массой около 100 тонн, длиной до 60 метров и диаметром 8 метров. Экраноплан предназначался также для транспортировки ракет РКН-3 длиной 25 метров, диаметром 3,9 метра с двумя контейнерами длиной по 22 метра и диаметром 3,6 метра. Общая масса груза могла достигать 300 тонн. аппарат мог доставить два блока РКН «Энергия» массой по 50 тонн каждый, длиной по 40 метров и диаметром 4 метра или, например, стартово-стыковочный блок размерами 10x20x5,2 метра и весом в 150 тонн.

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

Богатырь № 2 

Машина со взлетной массой 1900 тонн могла перевозить те же грузы, что и экраноплан №1. Кроме того, аппарат этой модификации мог доставлять в нужную точку старта ракету-носитель «Энергия-М» длиной 50 метров, шириной 16 и высотой 8 метров, имевшую массу вместе со стартово-стыковочным блоком в 280 тонн.  

Также экраноплан мог перевезти ракету-носитель РКН-2 длиной 35 метров и диаметром 3,9 метра с двумя контейнерами с топливом, длиной не менее 30 метров и диаметром по 3,6 метра. Общий вес груза мог достигать 500 тонн. 

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

Богатырь № 3

Эта модификация модели имела взлетную массу 3500 тонн. И кроме всех грузов, перечисленных выше, экраноплан мог доставить к месту старта ракету-носитель «Энергия» со стартово-стыковочным блоком массой до 600 тонн, длиной 60 метров, шириной 18 и высотой 17 метров. Аппарат также мог использоваться для доставки ракетоносителя «Зенит», длина которого достигала 60 метров, а диаметр - 3,9 метра. Одновременно можно было загрузить два контейнера с топливом и оборудованием по 45 метров в длину и 3,6 метра в ширину.

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

Для погрузки и разгрузки ракет предполагалось использование специальных погрузчиков, которые перевозились на экранопланах вместе с изделиями.

Сегодня в России начинается возрождение экранопланов. Так, на недавно прошедшем Международном военном форуме «Армия-2017» ЦКБ имени Р.Е.Алексеева представило один из своих перспективных образцов - А-050 «Чайка-2». Это экраноплан со взлетной массой 54 тонны и грузоподъемностью 9 тонн, рассчитанный на перевозку до 100 пассажиров.

Современная космонавтика нуждается в «Трех Богатырях» - космонавты об экранопланах

Может использоваться для нужд армии и МВД - перевозить спецназ или морскую пехоту. Согласно прогнозам, «Чайка-2» взлетит уже к 2022 году. Не исключено, что с развитием ВКС России и введением в строй космодрома «Восточный» снова понадобятся и такие разработки, как «Три Богатыря». 

«Поскольку трасса выведения на орбиту, особенно при стартах с космодрома «Восточный», будет  проходить над районами Тихого океана, далеко от береговой зоны, то, конечно, там, в случае аварии для спасения экипажа встанет вопрос о быстром доступе спасательных сил и средств к месту приводнения.  И нам нужны будут быстроходные транспортные средства. И экраноплан мог бы быть одним из них. В этом смысле это могло бы быть актуальным», - заявил в комментарии Nation News летчик-космонавт Александр Калери.

Источник

Сетевое издание «Cod35.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+