Наш главный союзник: кто и как защищает Россию на Севере и в Арктике

Сегодня, 1 июня, Северный флот отмечает свой 85-летний юбилей. Самый молодой из российских флотов был образован в 1933 году как Северная военная флотилия, а в мае 1937 года преобразован в полноценный флот.
Сегодня основу флота составляют: тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», два ракетных крейсера («Пётр Великий» и «Маршал Устинов»), четыре больших противолодочных корабля («Вице-адмирал Кулаков», «Североморск», «Адмирал Левченко» и «Адмирал Ушаков»), четыре больших десантных корабля ( «Оленегорский горняк», «Кондопога», «Александр Отраковский» и «Георгий Победоносец»), девять малых боевых кораблей, артиллерийский катер, восемь морских тральщиков, десантный катер и 30 подводных лодок.
Основное место базирования – Североморск. Флагман – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Гордостью Северного флота также считаются авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской».

В 2010 году флот включили в состав Западного военного округа. А в 2014-ом он стал основой для создания стратегического командования «Север», в которое вошли все вооруженные силы, дислоцирующиеся в Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми, Ненецком автономном округе и на всех островных архипелагах северных морей. Основу этого стратегического командования составляют именно силы Северного флота. Это единственное из пяти российских стратегических командований Минобороны РФ, которым руководит морской офицер – командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов, что подчеркивает роль ВМФ на севере России.

Отметим, что официально Северный флот до сих пор носит имя Краснознаменного. В 1965 году, к 20-летию победы в Великой Отечественной войне, он был награжден орденом Боевого Красного Знамени, и до сих пор его официальное название никто не менял. Однако со времен горбачевской перестройки и ельцинской демократизации общества стало не принято упоминать советские награды. И сейчас флот в прессе чаще всего называют просто Северным.
Больше 40 подлодок не выходить!

Как рассказал в интервью Nation News председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий, к началу Великой Отечественной войны Северный флот был самым малочисленным по корабельному составу из всех четырех советских флотов и самым востребованным, потому что находился на открытом морском театре. С первых же дней войны он обеспечивал безопасность полярных конвоев, поскольку Гитлер перебросил все свои тяжелые надводные корабли в Норвегию.
«Война показала значение Северного флота как флота открытого моря. Поэтому после войны флот начал развиваться не просто в геометрической прогрессии, а в гипергеометрической прогрессии, достигнув в период холодной войны огромных масштабов. Я приведу только один пример: в свое время командующий Северного флота был вынужден отдать приказ, который запрещал выводить в море одновременно более 40 подводных лодок. Им просто негде было развернуться в боевых квадратах во время учений. Сейчас, когда все флота мира резко сокращаются, об этом просто удивительно слышать», - рассказал Стельбицкий, подчеркнув, что во времена СССР счет нашего подводного флота шел на тысячи единиц, сотни из которых, в том числе, атомные, входили в состав Северного флота.

От северных архипелагов до Сирии и США
Говоря о нынешнем положении Северного флота, эксперт, в первую очередь, подчеркнул его уникальность. Корабли СФ ВМФ России имеют возможность выхода в Атлантический океан, который силы НАТО никогда не смогут перекрыть на 100%, а подводные лодки – в тыл американского континента. Сегодня на Северном флоте также лежит вся ответственность за безопасность российской Арктики. Его корабли защищают наши рубежи вплоть до Новосибирских островов.
«Для обеспечения безопасности российских рубежей на Севере сегодня идет массированное строительство баз и пунктов базирования на тех архипелагах, где раньше их никогда не было. Например, на острове Земля Александры (архипелаг Франца Иосифа) располагается «Арктический трилистник». Это уникальная по современным понятиям база для нашей страны, это шаг в будущее», – подчеркнул Стрельбицкий.

Это второй военный объект, построенный российскими военными в Арктике для дислокации подразделений противовоздушной обороны Северного флота. Первой была построена база «Северный Клевер» на острове Котельный архипелага Новосибирские острова.
Кроме того, корабли Северного флота несут боевую вахту и в других морях, в том числе, у берегов Сирии. В восточном Средиземноморье есть и корабли Черноморского флота, но основные ударные силы в этом регионе сегодня – с севера. Как ранее сообщало Минобороны РФ, в сирийской кампании принимали участие авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный крейсер «Петр Великий», который является не только флагманом Северного флота, но и флагманским кораблем всего ВМФ России.

После возвращения из Сирии «Адмирал Кузнецов» поставлен на ремонт и модернизацию. Из открытых источников известно, что до 2020 года он получит новые самолеты МиГ-29. А двадцати тяжелым палубным истребителям Су-33 планируется продлить ресурс до 2025 года. Также авианосец получит новые вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 и беспилотные летательные аппараты.

Модернизация кораблей Северного флота, спущенных на воду еще в советские времена, проходит на одном единственном предприятии в Северодвинске – Производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие», сокращенно – АО «ПО «Севмаш»».
«Модернизация – это замена всех систем, и, в первую очередь, даже не вооружения, а радиоэлектронного оборудования, что наиболее важно», – отметил Стрельбицкий.
При этом эксперт подчеркнул, что во всем мире сворачивается крупное военное кораблестроение, поскольку большой военный корабль – это большая мишень или, как говорят электронщики, большая засветка цели. Поэтому таких кораблей, как «Петр Великий» в России больше строить не будут.
Акцент – на подводные лодки и «Стелс»
«Сейчас сделан акцент на военные корабли-невидимки, построенные по технологии «Стелс» и вооруженные знаменитыми российскими «калибрами». Именно они сейчас постоянно дежурят у берегов Сирии. Развитие же подводных лодок идет по пути совершенствования, прежде всего, ракет, которые они несут на себе. Сегодня подводные лодки создаются или модернизируются под конкретные ракеты стратегического назначения. Для запуска баллистических ракет в РФ строятся специальные атомные подводные ракетные крейсера, на морском сленге — «стратеги». «Стратег» должен незаметно выйти в океан и по сигналу из центра выпустить по противнику баллистические межконтинентальные ракеты», - рассказал Стрельбицкий, подчеркнув, что Северный флот в настоящее время оснащается, прежде всего, подлодками.
По словам эксперта, три десятка подводных лодок, которыми располагает сегодня Северный флот, по нынешним меркам – мощная сила. Все флоты мира сокращаются. Из открытых источников известно, что два года назад весь Британский флот состоял из 26 «Вымпелов», подчеркнул Стрельбицкий.
Добавят мощи «Иван Грен» и «Петр Моргунов»
В этом году в состав Северного флота войдет большой десантный корабль океанской зоны «Иван Грен», головной корабль проекта 11711. Он станет самым современным БДК в составе российского флота. Корабль предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Появление такого корабля существенно расширит возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты. Десантный корабль сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 боевых танков массой до 60 тонн или до 36 БТР или БМП.
На борту корабля размещаются крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных Ка-27. Если потребуется, на борту «Ивана Грена» разместится и ударный вертолет Ка-52К «Катран».
Максимальная скорость хода БДК — 18 узлов, дальность плавания — 3500 миль. «Грен» имеет как артиллерийское вооружение (две 30-мм зенитные шестиствольный автоматические корабельные установки АК-630М), так и ракетное – пусковые установки зенитных ракет «Игла». Корабль также вооружен реактивной системой залпового огня А-215 «Град-М» калибра 122 мм.
Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Второй – «Петр Моргунов» недавно был спущен на воду в Калининградской области. Его водоизмещение – 5 тыс. тонн. Он станет крупнейшим в этом классе десантных кораблей. «Петр Моргунов» одновременно сможет принять 13 танков или около 40 бронетранспортеров (или боевых машин пехоты). Также предусмотрена возможность погрузки усиленного батальона морской пехоты. На борту вертолета могут временно базироваться и два вертолета. Дальность плавания – 4 тыс.миль. В числе прочего вооружения корабль также будет оснащен системой залпового огня «Град». Как утверждают разработчики, «Пётр Моргунов» сможет без дополнительной поддержки прикрыть высадку морской пехоты.
Особенность обеих кораблей заключается и в использовании неконтактного метода высадки десанта на необорудованное побережье. Для этих целей используются понтоны. В сцепленном виде они образуют мост, который стыкуется с берегом и служит переправой для военной техники.
Согласно планам, Андреевский флаг на «Петре Моргунове» будет поднят в 2019 году и он официально войдет в состав Северного флота.
Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе
Сетевое издание «Cod35.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+