Заполняемость бизнес-центров, торговых центров и гостиниц в 2020 году
Пандемия 2020 года внесла коррективы в сферу коммерческой недвижимости. Офисные сотрудники перебираются коворкинг, покупатели переходят на онлайн-шоппинг, гостиницы переживают застой. Что дальше?
Как бизнес-центры класса А и B справляются с кризисом
Удаленка, последовавшая за первой волной пандемии, была организована на удивление быстро. Рабочее пространство опустело, арендаторы начали сокращать размеры площадей и просить собственников о снижении ставок. Владельцы не спешили идти навстречу. Массового ухода арендаторов из офисов удалось избежать только за счет высоких штрафов за расторжение договора аренды раньше срока. По итогам 2020 года в офисах БЦ премиум-класса А вакантными остаются до 10,8% площадей. Для сравнения, в 2019 году их было 9,4%. Выросло количество предложений по субаренде, причём как в бизнес-центрах высокого класса А, так и в бюджетных объектах. Knight Frank прогнозирует, что в дальнейшем рост предложений коммерческой недвижимости в субаренду может достичь 200 000 м2. Генеральный директор СК «Перспектива» Михаил Иванов говорит о том, что в прошедшем году увеличился спрос на организацию коворкингов или гибких офисов в действующих бизнес-центрах класса А, B и C. При этом арендаторы всё больше нуждаются в рекреационных зонах и общих пространствах, поэтому не исключена реорганизация уже арендованных площадей под потребности компаний-арендаторов. Для коворкингов кризис стал толчком к развитию. До 80% площадей в гибких офисах сейчас арендуют крупные корпорации. Их привлекает возможность менять размеры рабочего пространства, досрочно разрывать договор без штрафов и подстраивать офис под потребности компании.Торговые центры и стрит-ритейл в новой реальности
В разных регионах локдаун длился 2–5 месяцев, поэтому торговая недвижимость существенно потеряла в выручке – 10–30%. Некоторые предприятия в сфере розничной торговли обанкротились. Специалисты считают, что будущее за онлайн-шопингом. ТЦ поможет справиться с кризисом организация собственных маркетплейсов – посетители покупают на сайте торгово-развлекательного центра товары и заказывают доставку на дом или до pickup-поинта в молле. В стрит-ритейле доля вакантных площадей достигла почти 13% – это рекордное значение за последние пять лет. Больше всего пострадал бизнес в сфере туризма и бизнес, ориентированный на интенсивный автомобильный и пешеходный трафик.Антирекорды отелей и гостиниц
Загрузка отелей снизилась в 2020 году более чем в два раза и вряд ли превысит 35% в ближайшее время. Это самый низкий показатель за всю историю отельного бизнеса. Пандемия привела к тому, что в Москве летом можно было снять номер в гостинице за меньшую сумму, чем однокомнатную квартиру. По всей России за прошедший год открылось всего 5 гостиниц. Сохранили свои позиции на рынке коммерческой недвижимости только склады. Этому способствовал переход на онлайн-покупки. В результате многие онлайн-ритейлеры не только не освободили площади, но и расширили их.Сетевое издание «Cod35.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+